Самара, 2-4 января 2008 г.

Для меня это было уже третье посещение Самары, однако впервые мне удалось познакомиться с городом достаточно подробно. Несмотря на жесткий мороз (минус 20 с ветром), на протяжении двух дней я целенаправленно бродил по городу с фотоаппаратом и картой, периодически отогреваясь в троллейбусах и трамваях, магазинах и кафе. Кстати, мне показалось, что последних (именно простых кафе, а не дорогих пижонских ресторанов) в центре явный недостаток. И еще - если уж зашла речь о кафе - неприятно удивило, что почти везде здесь разрешено курить, и этим активно пользуются. Мой вопрос в одной из фаст-фудовок: "Есть ли у вас зал для некуряших?" - был явно встречен с удивлением и непониманием.

Большинство из первых поверхностных впечатлений от города, полученных еще в 2001 году, в этой поездке подтвердилось. Впечатления эти несколько противоречивы. С одной стороны, по всему видно, что Самара - город небедный. Есть определенное ощущение "столичности", жизнь кипит. В 2001 году я был поражен масштабами строительства, количеством современных зданий - у нас в Пензе тогда не строили ничего. С другой стороны - мелкие детали создают чувство какой-то небрежности, отсутствия порядка.

В отличие от очень многих советских городов, напрочь переформатированных неуемными советскими строителями безликими серыми коробками, в Самаре сохранился достаточно целостный архитектурный ансамбль исторического центра. Богатые купеческие дома, изящные дворянские особняки и усадьбы... Однако многие из них пребывают в удручающем состоянии, видимо денег не нашлось даже не свежую краску.

К сожалению, зимой трудно оценить красоту и масштаб главной достопримечательности Самары - Волги. Многопалубные круизные теплоходы и небольшие прогулочные катера, проплывающие на фоне Жигулевских гор... Редкий случай, когда в центре города официально можно купаться, красивая набережная с длинным пляжем... летом здесь кипит жизнь, а сейчас тишина и несколько случайных прохожих.

Хочется отметить отзывчивость самарцев, их желание оказать помощь даже тогда, когда об этом и не просишь. На остановке, лишь только уловив мой взгляд, блуждающий по табличкам с номерами маршрутов, тут же нашлась тетушка: "А вы какой маршрут ждете?" В троллейбусе, стоило мне забраться на переднее сиденье и пару остановок внимательно смотреть вперед: "А вам на какой остановке нужно выйти?" Такой наблюдательностью горожан я был несколько обескуражен, и не всегда находил нужные слова - тем более что мне всегда интересно разобраться во всем самостоятельно. Особенно контрастно это выглядит по сравнению с Москвой - городом, где задавать прохожим вопросы сложнее "Как мне пройти до метро?" достаточно бесполезно.

PS: Комменты и вопросы к фотографиям можно оставлять в ЖЖ.


Вокзал, административный центр, набережная


Железнодорожный вокзал

Новое здание вокзала открыто в 2001 г.
По официальной версии, старое здание вокзала, построенное в 1876 году и признанное памятником архитектуры, сначала собирались реконструировать,
но по результатам обследования технического состояния его "пришлось" снести.

Железнодорожный вокзал

Площадь Славы и Монумент Славы.
Сверху открывается отличный вид на Волгу

Монумент Славы создан в честь рабочих
авиационной промышленности Самары, совершивших
свой трудовой подвиг в годы войны

Самарский "Белый дом" -
здание областного правительства

Храм-памятник великомученика св. Георгия
(2001, арх. Ю.И. Харитонов)

Храм-памятник построен на краю площади Славы в память о воинах, павших за родную землю

Старая набережная (ул. Горького) зимой

Волга зимой

До Рождествено через Волгу по льду
проложена зимняя дорога -
вовсю ездят машины, идут люди

Жигулевские горы.

Волга зимой

Волга зимой.
Огромная полынья, незамерзающая в
20-градусный мороз, видимо, есть
результат работы Самарской ГРЭС

Также зимой в Рождествено можно добраться
на специальном судне на воздушной подушке.
Кстати, по снегу оно летает очень быстро.

Европейский квартал
рядом с площадью Куйбышева

Новые дома на старой набережной

Новые дома на старой набережной.
Угол ул. Горького и ул. Льва Толстого

Жигулевский пивоваренный завод
был создан в 1881 году Альфредом фон Вакано

Жигулевский пивоваренный завод
Официальный сайт

Жигулевский пивоваренный завод.
Интереснейший пример промышленной
архитектуры XIX века

Жигулевский пивоваренный завод
и его фирменный магазин "На дне"

Странное сочетание символов разных эпох

Самарская ГРЭС

Площадь Куйбышева.
Театр оперы и балета

Дед Мороз и Снегурочка - мутанты

Живой Дед Мороз катает детей
по площади на санках

Старая Самара


Доходный дом Челышова (1899, арх. А.А.Щербачев)
(ул. Красноармейская, 60)

Идет реставрация Архиерейского подворья
(ул. Вилоновская, 22)

Дом промышленности (1936 г.)
(ул. Куйбышева 145/ ул. Красноармейская 3)
Памятник архитектуры эпохи конструктивизма

Польский католический костел
Святого сердца Иисуса (1902-1906)
(ул. Фрунзе, 157)

В советские годы здесь был музей,
сейчас костел - действующий

Костел

Особняк А.Н. Наумова стилизован под
итальянский ренессанс (1903, арх. А.А.Щербачев)
С 1938 года здесь располагается Дворец пионеров
(ул. Куйбышева, 151) (история дворца)

Здание Крестьянского поземельного банка
(1912, арх. А.И. фон Гоген, модерн).
Ныне это один из корпусов Самарского
государственного технического университета
(ул. Куйбышева, 153)

Для справки: фон Гоген был штатным архитектором Министерства финансов, и по его проектам в эти же годы были построены офисы Крестьянского банка во многих губернских центрах. А теперь, господа земляки, вспоминаем, как выглядит здание Пензенской картинной галереи им. Савицкого!

Особняк инженера И.А.Клодта
(1898, арх. А.А. Щербачев)
Сегодня - Детская художественная галерея.
(ул. Куйбышева, 139)

Особняк инженера И.А.Клодта

Особняк Курлиной (1900, арх. А.У.Зеленко, модерн)
Сейчас это отделение историко-краеведческого музея

Улица Куйбышева (Дворянская)

Улица Куйбышева

Лютеранская кирха (1863-1865, неоготика)
(ул. Куйбышева 115/117, угол ул. Некрасовской)

Гостиница "Бристоль-Жигули"
рада принять гостей с 1897 года.
Самое здание построено в 1879 г. как особняк
(ул. Куйбышева, 111)

Гостиница "Бристоль-Жигули"
Официальный сайт

Улица Куйбышева

Здание Самараэнерго
(ул. Ленинградская, 27 / ул. Куйбышева)

Пешеходная часть
улицы Ленинградской (Панской)

Пешеходная часть
улицы Ленинградской (Панской)

Дом Мясникова, возможно, ожидает
реконструкция в торгово-офисный центр
(ул. Куйбышева, 104)

Купить не желаете?
(ул. Куйбышева)

(ул. Куйбышева, 55 / ул. Пионерская, 48)

Деревянные архитектура Самары очень интересна,
но состояние многих домов удручает
(ул. Фрунзе, 21)

В самом ужасном состоянии пребывают
старинные дома в районе Хлебной площади
(ул. Алексея Толстого, 22)

Немногим лучше состояние
особняка Субботиной-Мартинсон
(перестроен в стиле неоготики в 1914 г., арх. )
(ул. Алексея Толстого, 30)

Часовня на месте здания УВД Самарской области,
сгоревшего 10 февраля 1999 г. (ул. Куйбышева / ул. Пионерская)

Памятный камень

Мемориал

Ракета, проспект Ленина, Московское шоссе


Ракета "Союз-У" и музей ЦСКБ "Прогресс"
(проспект Ленина)

Ракета "Союз-У" установлена
как памятник в 2001 г.

В Самаре располагается ЦСКБ "Прогресс" -
один из главных центров космической
промышленности России

Ракета

Проспект Ленина

Проспект Ленина

На Московском шоссе
(в районе станции метро "Московская")

На Московском шоссе

На Московском шоссе

На Московском шоссе строится
какой-то мегакомплекс "Москва в Самаре"

Фитнес-центр группы "СОК"
(ул. Мичурина)

Улица Мичурина

Транспорт

В Самаре есть автобусы, троллейбусы, трамваи, метрополитен и речной транспорт.
Если вас интересуют подробности, рекомендую посетить сайт Общественный транспорт Самарской области.


Tatra T3SU выезжает с улицы Фадеева

Tatra T3SU на ул. Ново-Вокзальной

Tatra T3SU на конечной станции "Юнгородок"

Проспект Ленина

Tatra T3SU на проспекте Ленина

Tatra T3SU на проспекте Ленина

Tatra T3SU на проспекте Ленина

Tatra T3SU на проспекте Ленина

Tatra T3SU на проспекте Ленина

Tatra T3RF на проспекте Ленина

Tatra T3RF - в мире их всего несколько штук

Tatra T3RF

Tatra T3RF на проспекте Ленина

Tatra T6B5SU на проспекте Ленина

Tatra T6B5SU на проспекте Ленина

Tatra T6B5SU на ул. Красноармейской

Tatra T6B5SU поворачивает
с ул. Красноармейской на ул. Фрунзе

Tatra T6B5SU на ул. Фрунзе (на фоне костела)

Трамвайная остановка

Mercedes O345 на ул. Стара-Загора

Mercedes O345G на ул. Мичурина

Реверсивное движение на Московском шоссе

МАЗ-256. Также малые автобусы
представлены китайским Yutong, но
хороших фотографий не получилось

МАЗ-103 на Московском шоссе.
На фоне данного автобуса меня
очень удивило большое число
ЛиАЗ-677М, работающих на линиях.

Scania OmniLink на ул. Куйбышева

Троллейбус ЗиУ-682Г на Московском шоссе.
Вообще, троллейбусы в Самаре в основном
далеко не новые, но при этом поддерживаются
в очень хорошем состоянии, налажен их капремонт.
На главную